Как бороться с опозданиями сотрудников

«Проснувшись утром, я услышал по радио песню со словами: «Ай, колокольчики, бубенчики, ду-ду, а на работу я сегодня не пойду». Вот так все и получилось. Впредь обещаю не слушать канал «Шансон» и приходить на работу вовремя.»

Из объяснительной записки сотрудника.

 

Креативу, с которым некоторые работодатели подходят к проблеме опозданий, можно только позавидовать.

Вот только некоторые из самых оригинальных способов борьбы с опаздывающими:

  • Конкурс на главного “опоздуна” месяца
  • Вывешивание списков нарушителей дисциплины при входе
  • Личный утренний звонок от шефа злостным нарушителям
  • Объяснительная, написанная от руки, которая потом проверяется на наличие ошибок и вывешивается на всеобщее обозрение
  • Поощрения за ранний приход в виде фруктов, конфет и других плюшек..

С другой стороны, наиболее частой реакцией на тему опозданий, звучит однозначное: “штрафовать”.

Как бороться с опозданиями сотрудников: мотивацией или административными методами?

Однозначного ответа нет. Если использовать только штрафы, вы рискуете демотивировать коллектив, сотрудники станут просто отсиживать положенное время. Если же использовать только позитивную мотивацию, сотрудники, простите за грубость, могут просто сесть на голову.

Как в каждой организационной проблеме, здесь нужен системный подход.

Он включает следующие шаги:

  1. Фиксирование опозданий.
  2. Определение причин опозданий.
  3. Выбор соответствующего метода решения проблемы.

Фиксирование опозданий

Уже сам факт фиксирования может уменьшить количество желающих опаздывать.

Традиционный способ — назначить ответственного и фиксировать время прихода сотрудников. Ответственным можно назначить вахтёра, кадровика, линейного менеджера или сотрудника службы безопасности. Но вы сами понимаете, что объективность данных будет низкой. Плюс, встречая негативную реакцию, проверяющий может со временем просто “забыть” о своей обязанности и вы не получите нужную информацию.

Более надёжные способы — использование пропускных систем (по карточкам или отпечатку пальца) или специальных программ, если сотрудники работают за компьютером. К примеру, сервис учёта рабочего времени Yaware.TimeTracker фиксирует начало работы за компьютером и показывает время и количество опозданий по каждому сотруднику, отделу и компании в целом.

Определение причин опозданий

Проанализировать информацию за месяц, вы сможете увидеть закономерность, выявить наиболее проблемные места и выбрать оптимальный метод работы с опозданиями.

Что показывает статистика  Возможные причины опозданий

Проблема опозданий  — массовая, опаздывает большинство сотрудников

 Субъективные:

  • сотрудники не понимают/не знают/не разделяют ценностей компании;
  • недостаточный контроль;
  • вышестоящим сотрудникам разрешено опаздывать, сотрудники берут пример.

Объективные: сложно добираться.

Есть отделы, в которых больше всего опаздывающих

  • это сотрудники творческих отделов (дизайнеры, разработчики);
  • недостаточный авторитет руководителя
  • руководитель сам опаздывает и сотрудники берут с него пример

Хронически опаздывающие сотрудники

Субъективные:

  • неумение планировать время;
  • особенности биоритмов.

Объективные:

  • сложности с добиранием,
  • проблемы со здоровьем,
  • семейные обстоятельства.

Сотрудник начал опаздывать, хотя до этого был пунктуален

  • эмоциональное выгорание и как следствие нежелание идти на работу;
  • проблемы в коллективе;
  • неудовлетворенность оплатой, переводом на другую должность…

Выбор оптимального метода решения

Анализ причин и закономерности опозданий поможет выявить и предотвратить целый ряд важных проблем.

Выяснив, что опозданиям вызваны сложностями «с добиранием», и организовав корпоративный транспорт, вы не только решите проблему с опозданиями, но и уменьшите текучесть кадров.
Определив, что ценный сотрудник так опустошён, что не хочет с утра идти на работу, вы сможете быстро отреагировать, чтобы предотвратить его увольнение.

Решение будет зависеть и от характера работы сотрудников. Если сотрудники работают с клиентами, взаимодействуют с внешними контрагентами (поставщиками, подрядчиками), должны взаимодействовать друг с другом в процессе работы, жёсткая дисциплина оправдана. Поэтому здесь должны использоваться и мотивация, и административные меры.

Гибкий график как альтернатива

Если ваши сотрудники опаздывают, но потом остаются после работы, есть смысл “легализировать” опоздания. Оптимальное решение — сделать коридор времени.

Например, на работу можно придти в 8-9-10 часов и отработать положенное время.

Такой подход точно оценят совы, работающие родители и люди, доезжающие на работу издалека.

Расскажите об этом
Регистрация