Умение объяснять

Многие люди убеждены в том, что они умеют хорошо излагать свои мысли и доносить информацию до широкой аудитории. Казалось бы, собрал факты, которые лучше всего описывают предмет или услугу, разложил все по полочкам и готово. Однако, вероятнее всего, они ошибаются.

Умение объяснять – это целое искусство, а не красивое изложение фактов. Процесс объяснения условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых по-своему важен. Давайте рассмотрим каждый этап.

Подготовка

Когда мы приступаем к объяснению чего-то нового, мы по умолчанию предполагаем, что наш собеседник примерно одного уровня с нами. Поэтому объясняем ему как «для себя». Но у каждого человека свое восприятие мира, определенный уровень знаний, который может отличаться от вашего.

Человек может поддакивать, кивать вам в ответ, но не понимать излагаемую вами информацию. Когда мы общаемся один на один, мы еще можем определить, понимают ли нас, а когда перед вами целая аудитория?

Отличным вариантом будет взаимодействие с аудиторией и подготовка к получению информации. Задав несколько наводящих вопросов, вы определите уровень подготовленности слушателей и, исходя из этого, примите решение, какую Умение объяснятьтерминологию использовать.

Контекст

Неплохой шаг – начинать общение с фразы, с которой по умолчанию согласятся ваши слушатели. Лучше всего, если это будет актуальная проблема, которая коснется каждого.

Например, нехватка времени. Когда слушатели в контексте с вами и понимает, что этот доклад будет для них полезен, интерес значительно возрастает.

История

Еще один важный прием, это включить в ваше повествование историю, и на примере некоего человека или компании рассказать о более сложных вещах – услугах или товарах.

Однако этот прием имеет также и негативную сторону – некоторые негативно относятся к подобным историям, поэтому нужно, чтобы она звучала максимально правдоподобно. Можно также применить ее к себе.

Факты

Факты, собственно, это основа вашего выступления. Именно их вы бы хотели донести до вашей аудитории. Но многие просто не хотят слышать сухие факты, это скучно и повседневно. Донесение главных фактов при помощи очередной истории из жизни значительно повысит интерес к вашему докладу.

Описание

И вот только теперь ваши слушатели готовы к подаче главного блюда, настало время перейти к описанию. Однако тут небольшой нюанс: описание следует существенно сокращать. Без лишних подробностей, только суть. Без использования сложных технических и специфических терминов. Не растягивая описание на несколько часов. Помните, краткость – сестра таланта.

Реализация

Если суть вашего доклада, нечто нематериальное – идея, услуга, сервис – ее Умение объяснятьнеобходимо материализовать. Например, рассказать, как это применимо на практике, как этим будут пользоваться люди. Вам будет проще это объяснить, а слушателям – понять.

Заключение

Без этого не обходится ни один связный текст или доклад. Рекомендуется напомнить, о чем вообще была речь, подвести краткие итоги. Также допускается дать людям возможность совершить шаг к покупке, если вы что-либо продаете.

С этих этапов и состоит каждое удачное выступление на публике. Если вы будете придерживаться этих факторов, тогда и ваш доклад будет услышан и воспринят позитивно.

Читайте остальные наши заметки на тему эффективности:

Тайм менеджмент: 9 ошибок, которые мешают вам эффективно управлять своим временем

30-секундные приёмы для повышения продуктивности

Бесполезно составлять ежедневный план работы, не зная этих правил

Расскажите об этом
Регистрация